В последние годы в мире наметился глобальный тренд на биологизацию земледелия. Его формированию способствовало множество факторов: рост затрат на НИОКР из-за развития резистентности сельхозвредителей и расширения их популяций; осознание опасности чрезмерного увлечения агрохимией для окружающей среды и здоровья людей; нормативное давление со стороны государств, включая запреты на использование определенных пестицидов и ужесточение контроля за импортом.
Также сказались истощение и снижение плодородия почв в условиях ограниченности земельных ресурсов, необходимость их восстановления и рекультивации, гибель полезных насекомых-опылителей из-за нарушения правил использования пестицидов (в этом году в России снова был зафиксирован массовый мор пчел в ряде регионов). Повлияли также мода на ЗОЖ и увеличение спроса на органическую продукцию в развитых странах.
Почему интерес к ним будет расти
В результате интерес к биопрепаратам возрос во всем мире, и Россия не исключение. Россельхозбанк назвал создание новых видов биологических средств защиты растений одним из драйверов АПК. А Институт аграрных исследований Высшей школы экономики включил биотехнологии в число основных тенденций развития отрасли.
По прогнозу международного аналитического агентства Research and Markets, к 2026 году рынок биологических препаратов для сельхозкультур достигнет $18,5 млрд по сравнению с $10,6 млрд в 2021-м. При этом биопестициды сохранят наибольший спрос, а бионематициды станут самым быстрорастущим сегментом.
В России рост спроса на биопрепараты обусловлен увеличением доли высокомаржинальных культур в общем объеме сельхозпроизводства. Так, на рынке картофеля сформировались отдельные сегменты: появился картофель для переработки и ритейла с повышенными требованиями к качеству и внешнему виду, развиваются селекция и семеноводство товарных сортов. С ростом маржинальности для компаний также вырос потенциальный экономический и репутационный ущерб от вредителей и болезней. Аграрии стали уделять больше внимания профилактике заражений, усилив схему защиты всеми доступными современными средствами, в том числе начали чаще использовать биопрепараты.
В условиях ограниченности земельных ресурсов сельхозпроизводители смотрят в сторону интенсивного земледелия и выбирают средства, обеспечивающие не только защиту сельхозкультур, но и высокую товарность продукции. Увеличение погектарной прибыли теперь достигается не только за счет количества, но и за счет качества урожая.
Применение биопрепаратов в системах защиты растений стало рентабельным также благодаря их дополнительным полезным свойствам. Например, бионематициды помимо своей основной функции— борьбы с нематодами помогают увеличить усвоение питательных веществ и оптимизировать использование удобрений, а биофунгициды санируют почву и повышают эффективность других СЗР. Использование бионематицида экономически целесообразно при потерях урожая от 5%. К сожалению, для многих российских регионов, особенно тех, где развито картофелеводство, потери от нематод в объеме 5 - 8% уже стали обычным делом.
Популяризации биопрепаратов поспособствовал и рост производства тепличных овощей, зелени, ягод. Количество патогенов в закрытом грунте традиционно выше, чем в открытом. Широко распространенная галловая нематода встречается в любых видах тепличных грунтов, кроме гидропоники. При этом использование агрессивной химии в теплицах нежелательно, а в отдельные периоды вегетации вообще запрещено, поскольку продукция употребляется в свежем виде. Отрасль вынуждена искать замену химическим СЗР на рынке биопрепаратов, применение которых не приводит к накоплению остаточных вредных веществ в продукте.
Биопрепараты помогают минимизировать использование химических СЗР, сократить дозировку и количество обработок в течение сезона, а также уменьшить время между последней обработкой и сбором урожая, оказывают благоприятное воздействие на восстановление плодородия почвы и формирование полезной биоты, укрепляют собственный иммунитет растений. Кроме того, биопрепараты меньше воздействуют на энтомофагов, сохраняя их естественную природную функцию борьбы с паразитами.
Союз вместо замены
Биологизация не означает полного отказа от агрохимии в ближайшем будущем, поскольку биопрепараты востребованы не только в органическом сельском хозяйстве. Современные технологии позволяют использовать химические и биологические СЗР совместно. Более того, сочетание возможностей химии и биологии становится важным условием обеспечения надежности системы защиты растений.
Химические СЗР воздействуют на проблему точечно, имеют сравнительно быстрый, но по большей части недолгосрочный эффект. При контакте с действующим веществом паразит слабеет, теряет ориентацию в пространстве, перестает питаться (т. е. причинять вред сельхозкультурам) и размножаться. Рост патогенов замедляется или останавливается до момента повторной обработки препаратом.
В основе действия биопрепаратов — микроорганизмы, грибы или бактерии, являющиеся естественными врагами сельхозвредителей в природной среде. Жертва не способна адаптироваться к хищнику — это ключевой принцип коэволюции. Поэтому биопрепараты не вызывают привыкания, стабильно эффективны и не требуют увеличения дозировки со временем.
После попадания в почву микроорганизмы воспроизводят себя самостоятельно, но им требуется некоторое время на адаптацию и развитие. За счет этого биопрепараты имеют накопительный и пролонгированный эффект. Почвенные грибы живут в почве и защищают культуры на протяжении всего сезона, а также оказывают благотворное воздействие на следующие урожаи, улучшают их качество и товарность, способствуют росту погектарной прибыли.
Таким образом, совместное применение химических и биологических СЗР обеспечивает двойной эффект: агрохимия ослабляет паразитов и сдерживает их рост на определенный период, тем временем почвенные грибы успевают адаптироваться и сформировать достаточно спор для последующей борьбы с противником. Доказано, что биологические фунгициды на основе разных штаммов триходермы продлевают действие фунгицидной защиты растений. Химический фунгицид обеспечивает защиту в течение 20 дней, штамм триходермы санирует почву и препятствует развитию патогенов в течение всего сезона.
С учетом совокупности экономических и агрономических факторов можно уверенно прогнозировать дальнейшее расширение спроса на биологические СЗР в России. Привлечение в отрасль молодых специалистов, формирование прямого взаимодействия науки с сельхозпроизводством и ее направленность на решение прикладных бизнес-задач будут способствовать развитию этого рынка.
А. МИШИНА, директор компании «Микопро», участника Союза органического земледелия