В Минеральных Водах с 13 по 15 июня прошла VI международная выставка «PRO яблоко-2024», где в очередной раз были представлены технологии выращивания, хранения и сбыта плодово-ягодной продукции. По традиции участие в ней приняла компания «Щелково Агрохим». Генеральный директор компании, доктор химических наук, академик РАН Салис Каракотов (на фото в центре) выступил в первый день работы выставки на пленарной сессии, а на следующий день его доклад с большим вниманием и интересом выслушали участники конференции «PRO эффективное импортозамещение средств защиты растений в плодоводстве и как следствие – снижение себестоимости».
Помимо проблем отрасли плодоводства руководитель «Щелково Агрохим» затронул вопросы выращивания полевых культур.
Тема, как говорится, витает в воздухе, и один из основных трендов российского АПК сегодня – импортозамещение семян и химических средств защиты растений. Он обусловлен сложной международной обстановкой, санкционной политикой Запада и, соответственно, пересмотром Доктрины продовольственной безопасности страны.
Конечно, уход с российского рынка СЗР мировых гигантов отразится на нем не лучшим образом, однако отечественные профильные компании в какой-то мере предвидели такую ситуацию, и в последние годы в стране ими немало сделано для того, чтобы сгладить ее остроту.
Качество – во главу угла
Буквально с первых слов своего выступления Салис Добаевич сделал акцент на том, что результаты импортозамещения ни в коем случае не должны быть менее эффективными и качественными. И, разумеется, соответствовать российским реалиям.
Гендиректор АО «Щелково Агрохим» отметил, что компания занимается импортозамещением не только по СЗР, но и по другим направлениям: ведется работа по селекции основных сельхозкультур – пшеницы, сахарной свеклы, сои, фасоли. По пшенице и прежде не было сильной зависимости от импорта, а вот по сахарной свекле, сое, подсолнечнику и рапсу импортные поставки имели огромное значение.
Салис Каракотов подчеркнул, что импортозамещать надо полезное и нужное, чтобы в производстве были отечественными и технологии, и оборудование. В качестве примера он привел производство крайне необходимых сегодня многослойных канистр. Простая с виду вещь имеет особенность: она состоит из 4 слоев, один из которых – импортный. Это прослойка между полиэтиленом и полиамидом, которая производится только на импортном оборудовании. Сегодня такая тара уже выпускается собственными силами – в компании «Щелково Агрохим», а также в филиалах в Узбекистане и Казахстане.
«Так что нам не нужно бояться импортозамещения», – сказал Салис Добаевич, отметив далее, что сегодня совокупные производственные мощности компании по выпуску пестицидов и других препаратов составляют 110 тыс. т в год (суммарно с 3 баз), 36 технологических линий способны выдавать 250 тыс. л в сутки. Россия потребляет 230 - 240 тыс. т такой продукции за сезон, поэтому 2 - 3 российские компании могут стопроцентно импортозаместить огромный ассортимент СЗР. Только упомянутых выше канистр производится 8 млн штук в год на одной площадке в Щелкове.
Докладчик отметил, что завод в Самаркандской области Узбекистана (он обеспечивает внутренние потребности этого государства, там действуют 4 технологические линии производительностью 120 т в день, или 20 тыс. т в год), приступивший к работе в конце прошлого года, позволит высвободить мощности в РФ для других направлений экспорта и расширения внутреннего потребления.
Большим подспорьем стало открытие нового автоматизированного цеха по выпуску инсектицидов, фунгицидов и протравителей семян на территории Щелковского завода 24 мая этого года. Он позволит внести дополнительную лепту в замещение продукции иностранных компаний, покинувших российский рынок. Проектная мощность нового цеха – около 20 тыс. т. В результате общая производственная мощность предприятия в Щелкове увеличится до 70 тыс. т готовой продукции в год, и за счет этого компания планирует нарастить свою долю на российском рынке с 19% до 30%.
Кадры решают все, но их нет…
Перейдя затем к теме садоводства, докладчик призвал к максимальному распространению на территории страны яблоневых садов, после чего обозначил препоны, существующие на этом направлении. Например, есть проблемы в защите садов. В частности, длительность сроков разработки гигиенических нормативов (1 год) и госэкоэкспертизы, недостаточное количество обработок в регламентах, а также зависимость от импортных СЗР и импортного посадочного материала, в данном случае от подвойных материалов (в наших питомниках наблюдается их дефицит).
Докладчик отметил, что уже давно изменилась климатическая обстановка, из-за чего возникли резистентные формы различных заболеваний. В связи с этим и с учетом того, что появляются препараты с достаточно невысокими нормами расхода, необходимо пересматривать кратность обработок, чтобы это не входило в противоречие с системой контроля прослеживаемости пестицидов. Некоторыми препаратами на основе известных д. в., таких, например, как дитианон, нужно делать уже 4 или даже 5 обработок, а не 3, как было предусмотрено раньше.
Что необходимо сделать в первую очередь? Ввести квоты на ввоз импортных фруктов по достижении уровня самообеспечения плодами и ягодами, чтобы хотя бы в период массовой уборки урожая на рынке не появлялись скороспелые европейские яблоки и другие фрукты.
Необходимо также совершенствовать меры господдержки садоводов. И еще очень важно увеличить сроки льготного кредитования по данному направлению до 12 лет. Надо сказать, отметил Салис Каракотов, что там, где создаются какие-то производства и используются, например, льготные кредиты, 5 или 7 лет часто недостаточно, тем более при нынешних кредитных ставках.
И, конечно, сегодня нужны достаточно квалифицированные кадры для работы в садах. Во многих аграрных вузах, в частности подведомственных Минобрнауки, не готовят специалистов по защите садов. Это уже редчайшая специальность, которая с нарастанием садовых площадей крайне востребована.
Особая опасность еще и в том, что сегодня просто нет отечественных специалистов, способных давать рекомендации садоводам по использованию препаратов российского происхождения, ведь прежде это делалось с учетом применения европейских продуктов. И в вузах, подведомственных Минсельхозу и Минобрнауки, к сожалению, таких специалистов не готовят.
Нужен троекратный рост
Тем не менее, отметил Салис Добаевич, собственное производство СЗР в нашей стране неуклонно растет. Руководитель продемонстрировал на экране динамику импортозамещения ХСЗР в РФ в 2010 - 2023 годах. Из графика видно, что российские СЗР серьезнейшим образом растут в объемах – в 6,2 раза и занимают все большую долю рынка. И это несмотря на то, что мы еще и экспортируем достаточно большие объемы: 17,57 млн т, то есть российские компании идут в первой тройке-пятерке по экспортным объемам, и в то же время нарастает внутреннее российское потребление.
Теперь вопрос относительно садов: на какие площади мы должны ориентироваться в отношении их защиты? За последние 6 лет семечковые сады заложены на площади 220 тыс. га (данные 2023 года). Если исходить из 60 - 70%-ных объемов потребления яблок россиянами, то потребуется довести площади до 600 тыс. га. И тогда задача ясна: мы должны наращивать площади и ассортимент семечковых культур, чтобы обеспечивать нарастающие потребности населения и перерабатывающей промышленности. В целом валовой сбор семечковых культур в товарных хозяйствах растет, но по яблокам, грушам и айве в сравнении с прошлым годом наблюдается небольшой спад.
Необходимо также наращивать в российских регионах производство плодов и ягод. К сожалению, для ягодников нет вообще никакой узаконенной системы защиты, во всяком случае полноценной. Есть отдельные средства, которые применяются российскими производителями ягод на свой страх и риск. Если сравнивать с предыдущими периодами, то динамика валового производства плодов и ягод в основных садоводческих регионах России такова: если в 1990 году было собрано 2 386,6 тыс. т, то в 2023-м – 4 199,7 тыс. т, то есть производство выросло почти в 2 раза.
Курс на интенсивные сады
«Какие регионы наиболее перспективны для ведения плодоводства? - поднял далее вопрос докладчик. – Это прежде всего Кабардино-Балкария, Краснодарский край, Дагестан, Карачаево-Черкесия и т. д. Юг России лет через 10 станет грандиознейшим садом, – поделился Салис Добаевич своим оптимизмом. – Понятно, что при таких прогнозах мы должны учитывать нарастающую потребность в СЗР».
Совершенно очевидно, что после принятия постановления о квотировании ввоза импортных препаратов через 5 - 7 лет 95% ассортимента и объемов СЗР будут внутрироссийскими, отметил Салис Каракотов. Следовательно, необходимо развивать возможности по ассортименту, соответствовать мировым требованиям, при этом создавать хорошие и лучшие продукты для отечественных потребителей, которые уже знают, что такое качество и эффективность.
Каков же сегодня объем производства основных семечковых культур: яблони, груши, айвы? Валовой сбор в 2023 году составил 1,538 млн т. Яблоки составляют в этом объеме 95%, груши и айва – 5%. Урожайность при этом 239 ц/га. Неплохо, но хороший сад интенсивного типа должен давать 450 ц/га. К сожалению, пока у нас еще много садов классического типа, то есть с плотностью посадки 800 - 900 деревьев на га. Тем не менее докладчик выразил уверенность, что через 3 - 5 лет интенсивных (более 800 саженцев на 1 га) и суперинтенсивных (более 3500 на 1 га) садов станет гораздо больше, как, например, на Кубани.
Был также приведен анализ интенсивных и суперинтенсивных садов. Интенсивных садов в РФ 115,5 тыс. га, в том числе в СКФО – 34,5 тыс. га. А суперинтенсивных – всего 20,6 тыс. га в целом в РФ и 10,2 тыс. га из них – в СКФО. То есть предстоит большая работа по изменению ситуации.
Тратим, но с выгодой
Далее Салис Добаевич перешел к экономическому анализу.
Сколько стоит система защиты сада? По данным компании, в среднем обработка обходится в сумму от 60 - 80 тыс. руб. (классический тип сада) до 200 - 400 тыс. руб. (интенсивный). Количество обработок может достигать 28 при довольно широком ассортименте используемых продуктов, включая стимуляторы роста, обязательно с чередованием акарицидов, инсектицидов, фунгицидов и т. п.
Для сравнения: если средняя стоимость обработки сада составляет 100 - 200 тыс. руб./га, то, например, защита сахарной свеклы обходится всего в 20 тыс. руб./га.
Правда, простой подсчет показывает, что и эффективность садов гораздо выше. Хотя их собственники жалуются, что становится все труднее окупать вложенные средства. Надо, видимо, активнее использовать субсидии на капитальные затраты.
Докладчик привел данные по системе защиты сада, которую настоятельно рекомендовал к применению. Это относится к работе в Краснодарском крае. Доля отечественных препаратов в данной системе защиты составила 82%, что дало экономию более 31 тыс. руб. на 1 га при идентичных параметрах количества и качества.
В последние 10 лет наблюдается рост продаж препаратов АО «Щелково Агрохим» для садов и виноградников. Резкий скачок произошел в 2015 - 2016 годах, потом несколько лет все держалось на одном уровне, но в этот период шло накопление ассортимента продуктов для сада. На сегодня компания имеет достаточно хороший набор, для того чтобы активно вытеснять импорт. С 2020 года начался подъем реализации пестицидов, что свидетельствует о быстром росте доверия к препаратам производства «Щелково Агрохим».
Солидный портфель
Что же предлагает сегодня компания «Щелково Агрохим» для защиты семечковых культур, в частности яблони?
Было отмечено, что ассортимент зарегистрированных препаратов достаточно широкий: 42 препарата для защиты и питания яблоневого сада, которые предлагает «Щелково Агрохим» своим потребителям на всей территории РФ. Вот содержание полного портфеля средств защиты и питания для яблоневого сада: 10 фунгицидов, 1 микробиологический фунгицид, 11 инсектицидов, 12 видов удобрений для листовых подкормок, 1 аминокислотный биостимулятор, 2 улучшителя (Ассистент и Лакмус), 1 средство для защиты от солнечных ожогов (Фуршет), 4 регулятора роста (Гиббера, Сальдо, Коренник, Микорайз).
Был также поднят вопрос: обладает ли РФ приоритетом в создании новых препаратов? Ответ был предложен на основе опыта компании в создании оригинальных препаративных форм. В презентации были представлены аббревиатуры препаративных форм, производимых всеми мировыми и российскими компаниями и знакомых всем аграриям: ВДГ, СП, КЭ, КС, ВР, ВЭ. Рядом была указана целая серия продуктов, которые массово производит «Щелково Агрохим» как разработчик: микроэмульсии – МЭ, суспоэмульсии – СЭ, суспомикроэмульсии – СМЭ, концентраты коллоидных растворов – ККР, масляные концентраты эмульсий – МКЭ, масляные дисперсии – МД. Количество таких препаратов с 2010-го по 2023 год увеличилось кратно. Для садов, например, в 2010 году их вообще не было, а сейчас – 11 оригинальных рецептур; для виноградников – то же самое.
Далее был затронут такой важный аспект в деятельности компании, как производство препаратов, малоопасных для пчел, при использования в садах (3-й класс опасности). В этот список входят акарициды на основе спиродиклофена (Акардо, ККР), пирипроксифена (Апекс, МКЭ), инсектицид на основе дифловидазина (Дифломайт, СК) – такой продукт не выпускается больше нигде. Еще один инсектицид – Тейя, КС на основе тиаклоприда – тоже 3-го класса опасности. Есть также комбинированные препараты.
У компании имеются, конечно, и препараты 1-го класса опасности, которые в период активного лета пчел применять не рекомендуется. Это мощные продукты собственной разработки Карачар, КЭ, Кинфос, КЭ, Мекар, МЭ, Твинго, КС, Юнона, МЭ. Последний препарат, кстати, на основе эмамектина бензоата, компания первой ввела в практику использования на территории РФ.
Результаты радуют
В завершение доклада Салис Каракотов перешел к вопросу конкурентоспособности продуктов «Щелково Агрохим» в сравнении с аналогами иностранного производства.
Была проанализирована эффективность новой препаративной формы «щелковского» фунгицида и зарубежного аналога, применяемого в виде водно-диспергируемых гранул (ВДГ) – сухого препарата.
Производимый компанией препарат Кантор на основе ципродинила (200 г/л) – концентрат коллоидного раствора (ККР). Каракотов рассказал об опыте, в ходе которого плоды груши инфицировали возбудителем монилиоза, потом обрабатывали препаратами и ждали результата. Контроль – 4, 6 и 11 суток.
Итог опыта таков: установлено объективное преимущество коллоидной системы над сухими формуляциями, а именно: возможность сократить кратность применения с 3 - 4 до 2. Такой эффект достигается за счет лучшей (на несколько порядков) дисперсности действующего вещества в российском препарате. Подобный эффект наблюдался и в опыте с косточковыми культурами.
«Вот такие продукты мы умеем производить и активно испытываем и применяем собственную систему защиты в своем саду, который заложили в Краснодарском крае, – сказал Салис Каракотов в завершение выступления на конференции. – К концу 2026 года планируем увеличить его площадь со 150 до 260 га. В прошлом году получили первый урожай – 450 т с 30 га, в нынешнем ждем второй».
Гендиректор АО «Щелково Агрохим» подчеркнул, что круг партнеров и заказчиков компании с каждым годом расширяется, охватывая все новые регионы России. С учетом этого компания ставит перед собой масштабные задачи по импортозамещению и самообеспечению страны средствами защиты растений, удобрениями, биопрепаратами, семенами и другой продукцией, необходимой отечественному сельхозпроизводству.
В. АЛЕКСАНДРОВ
На фото: рабочие моменты VI международной выставки «PRO яблоко-2024»
Фото С. ДРУЖИНОВА