На формирование фитосанитарной ситуации в насаждениях плодовых культур Юга России в настоящее время решающее влияние оказывает изменение климатических условий, а именно: рекордное количество осадков, учащение ливней, рост годовой температуры, аномально низкие и высокие температуры периодов покоя и вегетации.
Продолжительный для нашего региона период наличия снежного покрова зимой 2020/21 года обеспечил хорошее сохранение первичного инокулюма возбудителей, зимующих на опавших листьях: парши и филлостиктоза яблони, септориоза груши, клястероспориоза косточковых, коккомикоза вишни и черешни.
Развитие основного заболевания яблони – парши (Venturia inaequalis (Cke.) Wint.) было достаточно поздним, что связано с несколькими факторами. Недостаток влаги в марте задержал развитие плодовых тел возбудителя – псевдотециев. Средние и минимальные суточные температуры в начале апреля были существенно ниже оптимальных для созревания аскоспор. Поэтому созревание и начало их разлета были поздними: не конец марта, как в последние 5 - 6 лет, а 6 - 8 апреля. Наиболее опасными периодами для заражения яблони аскоспорами были фенофазы «розовый бутон – начало цветения», когда освободилось около 30% запаса зимующей инфекции, а затем «окончание цветения – образование завязи», в течение которой вылетело еще более 35% аскоспор. Аномальное количество осадков способствовало эпифитотийному развитию парши в апреле-мае; сильно поражались плодоножки и молодые плоды и очень рано – уже в начале июня – нижняя сторона листьев.
В 2021 году, несмотря на аномально низкие для зим южного региона температуры, запас первичной инфекции второго доминирующего заболевания яблони – мучнистой росы (Podospaera leucotricha, Ell. et Er.) хорошо сохранился; в вегетацию отмечались очаги эпифитотии. Увеличение вредоносности болезни связано, с одной стороны, с отсутствием агротехнической обрезки к началу сезона в полном объеме, что привело к накоплению инфекционного начала гриба, с другой – с потеплением климата, приводящему к расширению ареалов термофильных видов, в том числе возбудителей мучнистых рос. Наибольшую опасность болезнь представляла для соцветий и растущих плодов, проявляясь на них в виде разрастающихся мучнистых пятен, опробковения и растрескиваниия пораженных участков.
Не снизили свою вредоносность возбудители гнили сердцевины плода яблони. В отличие от предыдущих лет в этом патокомплексе возросла распространенность альтернариозной гнили (Аlternaria sp.) в сравнении с фузариозной. Отмечается появление в наших садах редких видов, прежде всего термотолерантных и ксерофильных грибов. Из редких видов можно отметить ржавчину яблони (Gymnosporangium Tremelloides Hartig), ржавчину сливы (Tranzschelia pruni-spinosae (Pers.) Diet.), а также альтернариоз на листьях семечковых и косточковых культур, пострадавших от низких температур в зимнее время.
На косточковых культурах в текущем году отмечено увеличение распространения и расширения ареала мучнистой росы: не только персика (Sphaerotheca pannosa Lev. var. persicae Woronich.), но и сливы, вишни, черешни (Podosphaera tridactyla de Bary). Пораженные болезнью побеги усыхают либо будут подвержены подмерзанию в межвегетационный период и ранней весной. На участках, где деревья были повреждены морозами, во время вегетации сильное развитие на плодах получили монилиоз (Monilia sp.) и серая гниль (Botrytis cinerea Fr.). Ежегодно сохраняются в группе доминантов клястероспориоз (Stigmina carpophila (Lev.) M.B. Ellis), наибольшее развитие которого отмечалось в период роста плодов, и коккомикоз вишни и черешни (Coccomyces hiemalis Higg.). Для последнего заболевания были характерны раннее проявление – уже в мае, а также продолжительный период развития болезни. Для возбудителя курчавости листьев персика (Taphrina deformans Tul.) погодные условия в ранневесенний период были весьма благоприятны: развитию эпифитотии способствовала прохладная (+8..+12° С) дождливая погода в фазу начала раздвижения молодых листочков.
Повреждение деревьев зимой аномально низкими температурами вызвало увеличение в насаждениях семечковых и косточковых культур плотности популяций возбудителей болезней коры, или микозных усыханий: цитоспороза (возбудитель Cytospora spp.), черного рака (Botryosphaeria obtusa (Schw.) Schoem.), симптомы которого на листьях отмечались достаточно рано – в первой декаде мая, обыкновенного рака (Dialonectria galligena (Bres.) Petch.) на яблоне, кроме того, поверхностного некроза (Neofabraea malicorticis), вызывающего при хранении плодов горькую гниль. Эти грибы постоянно присутствуют в насаждениях, развиваясь на единичных ослабленных деревьях и вызывая постепенную гибель ветвей. При массовом повреждении деревьев экстремально низкими температурами формируются сначала очаги, а затем число деревьев с признаками микозных усыханий резко увеличивается: данные патогены зимуют и развиваются в поврежденных тканях коры. В насаждениях плодовых культур 1 – 3-летнего возраста на фоне их ослабления воздействием экстремальных погодных условий отмечено одновременное заражение деревьев микозными усыханиями и корневыми гнилями: фитофторозной прикорневой (Phytophthora cactorum Lеb. et Cohn.) и фузариозной, возбудителями которой является комплекс видов рода Fusarium.
На косточковых культурах повсеместно отмечается поражение вирусом некротической кольцевой пятнистости (Prune dwarf ilarvirus), наиболее значительно на сливе. У больных деревьев подавляется рост, отмирают отдельные ветви, обильно образуются побеги, неравномерно созревают плоды, резко снижается приживаемость привитых глазков, в плодах снижается содержание сахаров и кислот.
Из вредителей яблони наибольшую опасность представляют яблонная плодожорка (Cydia pomonella L.) и двухполосая огневка-плодожорка (Euzophera bigella Zell.). Гусеницы яблонной плодожорки способны выдерживать понижение температуры до -30° С, поэтому зимние морозы не снизили плотность популяции вредителя. В связи с холодной весной окукливание вредителя происходило на 7 - 10 дней (в зависимости от зоны) дольше, чем в предыдущие годы. Соответственно, начало лета бабочек первого поколения было отмечено также на 7 - 10 дней позже, бабочек второго поколения – на 3 - 5 дней позже в сравнении со среднемноголетними сроками. После резкого повышения температуры с середины июля лет бабочек третьего поколения начался в обычные для региона сроки. Лет, спаривание и откладка яиц бабочками первого поколения двухполосой огневки-плодожорки также проходили в более поздние, чем обычно, сроки; сроки развития второго поколения приближались к среднемноголетним.
В отдельных садах отмечались очаги яблонного плодового пилильщика (Hoplocampa testudinea Klug). Низкие температуры весны не оказали влияния на сроки вылета имаго из мест зимовки, который начинается уже при +4° С. Растянутый вследствие прохладной погоды период цветения яблони благоприятствовал размножению вредителя.
Из 5 - 7 ежегодно отмечаемых на плодовых культурах тлей наиболее распространены зеленая яблонная, которая ежегодно вредоносна, и серая яблонная (красногалловая). Продолжительное воздействие на яйца зеленой яблонной тли (Aphis pomi Deg.) низких температур февраля-марта было благоприятно для завершения эмбрионального развития. Первые отродившиеся особи фитофага были отмечены в фенофазы яблони «мышиные ушки» - «выдвижение бутонов». Популяции красногалловой тли (Dysaphis devecta Walk.) отмечались, как и ранее, очагово, нанося первые повреждения листьям в конце второй - начале третьей декады мая, максимальный вред – в мае-июне. Существенно расширился ареал кровяной тли (Eriosoma lanigerum Hausm). Это связано как с особенностями развития самого вредителя (отродившиеся личинки могут переползать на большие расстояния в поисках пищи, создавая новые очаги), так и с несвоевременными или неэффективными защитными мероприятиями. Возросла вредоносность галлицы яблонной листовой (Dasyneura mali Kieff.), которая в последние годы широко распространена не только в молодых, но и в плодоносящих насаждениях. Первые повреждения фитофагом листьев отмечались в начале мая.
Погодные условия межвегетационного периода слабо сказались на плотности популяции калифорнийской щитовки (Quadraspidiotus perniciosus Comst.): гибель зимующих личинок после зимы 2020/21 года по зонам садоводства региона не превышала 14 - 22%. Возрастание распространения вредителя в пределах одного предприятия в последние годы происходит с прививочным и посадочным материалом.
В текущем году, как и ежегодно, на протяжении всей вегетации повсеместно были вредоносны растительноядные клещи. Зимующие яйца красного плодового клеща (Panonychus ulmi Koch) отличаются высокой стойкостью к кратковременному воздействию аномально низкой температуры (до -35° С), поэтому к началу вегетации процент погибших яиц был незначительным. Выход из мест зимовки обыкновенного паутинного клеща (Tetranychus urticae Koch.) отмечался в начале мая, нарастание численности – с середины месяца, максимальная вредоносность – начиная со второй половины июня. В отдельных садах высокую вредоносность имели боярышниковый клещ (Amphitetranychus viennensis Zacher), а также ржавый яблонный клещ (Aculus schlechtendali Nal.), пик численности популяций которых был отмечен во второй половине июля.
Морозы зимы 2020/21 года несколько снизили плотность популяции сливовой плодожорки (Grapholitha funebrana Fr.), так как вредитель зимует в стадии гусеницы, чувствительной к низким температурам. Вылет бабочек первого поколения фитофага, повреждающего практически все косточковые культуры, начался на 6 - 9 дней позже, чем в предыдущие годы, и был растянут. На участках косточковых культур увеличилось распространение боярышниковой кружковой моли (Cemiostoma scitella L.). В связи с низкими температурами мая эмбриогенез гусениц первого поколения составил в среднем 8 - 9 суток. Наибольшая плотность популяции отмечалась в июле. Доминирующим вредителем в насаждениях черешни и вишни остается вишневая муха (Rhagoletis cerasi L.), для которой погодные условия вегетации были в целом благоприятны для спаривания имаго и откладки яиц.
Таким образом, текущая вегетация показала, что увеличение числа опасных погодных явлений приводит к возрастанию вредоносности большинства возбудителей заболеваний и вредителей семечковых и косточковых культур. Для предотвращения фитосанитарной дестабилизации в насаждениях требуется регулярный и квалифицированный мониторинг вредных видов.
Г. ЯКУБА, старший научный сотрудник НЦ «Защита и биотехнологии растений» СКФНЦСВВ, к. б. н.