Нынешний год для российской, особенно кубанской, науки ознаменован 85-летием со дня рождения ученого-селекционера, академика ВАСХНИЛ и РАСХН, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Виктора Михайловича Шевцова, который вдохновил молодых ученых продолжать его дело: совершенствование ячменного растения.
До конца 70-х годов прошлого столетия селекция ячменя на Кубани оставалась на уровне изучения местных сортов, отбора и адаптации относительно скудного материала коллекционных образцов, которых было крайне недостаточно для полноценной работы. Под руководством Всеволода Никитовича Громачевского были получены первые сорта озимого и ярового ячменя Краснодарский 16 и Краснодарский 35, которые были хоть и несколько лучше местных форм, но сильно полегали и поражались болезнями. Региону требовались принципиально новые сорта ячменя, поскольку развитое животноводство на тот момент требовало относительно дешёвого концентрированного корма, в составе которого должен содержаться весь спектр незаменимых аминокислот. Площади под этой культурой в крае достигали 300 тыс. га, а урожайность не превышала 30 - 40 ц/га.
В 1962 году в Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства поступает на работу младший научный сотрудник Виктор Михайлович Шевцов. С первых дней работы молодой ученый проявлял искренний энтузиазм, азарт и наслаждение от общения со своими коллегами, в первую очередь П. П. Лукьяненко, который был его наставником. Я вспоминаю, с каким трепетом и любовью Виктор Михайлович отзывался о своих учителях, рассказывал о научных спорах, которые приводили к новым экспериментам и, как следствие, новым сортам. Основным направлением было создание морозостойких сортов ячменя. На тот момент этот признак был чрезвычайно актуален для культуры, которая не отличалась устойчивостью к низким температурам. Одним из первых сортов, который решал вопрос морозостойкости, стал Радикал. Его уникальность подтверждается тем, что спустя более 40 лет мы используем его для создания нового селекционного материала и новых сортов. Самым ярким примером служит сорт Каррера, полученный нами – учениками великого ученого, в 2015 году, в родословной которого есть и Радикал. Именно поэтому мы не сомневались в том, что новый сорт Каррера будет выдерживать низкие температуры.
Несмотря на то что в момент районирования этого сорта мы столкнулись с серьёзными проблемами именно в сегменте морозостойкости, аргумент, что в родословной есть уникальный морозостойкий сорт Радикал, оказался победным. И с 2019 года сорт Каррера триумфально шагает по полям не только Северо-Кавказского региона, но и Калининградской, Астраханской областей, а теперь и новых регионов России. Генетическая плазма этого сорта включает и другие уникальные сорта, полученные нашим учителем: Циклон и Козырь. Старые агрономы наверняка хорошо помнят эти два сорта, которые в конце 80-х годов перевернули отношение к озимому ячменю. Именно тогда урожайность этой культуры стала увеличиваться. Во многом благодаря уникальным родительским формам Каррера является самым популярным сортом озимого ячменя.
В 1983 году в своей докторской диссертации Виктор Михайлович обосновал модель сорта озимого ячменя для Северного Кавказа. Одним из критериев стабилизации урожайности был признак устойчивости к полеганию, потери от которого могут быть значительными. Кроме того, интенсификация сельскохозяйственного производства требовала именно таких сортов - плотноколосого морфотипа. Селекционеры компании «Агростандарт» на основе сорта Циклон получили уникальную форму Версаль, которая обладает высокой морозостойкостью и крепкой соломиной. Благодаря этим признакам сорт используется на высоких агрофонах без дополнительных вложений на ретарданты.
Виктор Михайлович Шевцов подчеркивал, что повышение трансгрессивной изменчивости является самым эффективным подходом в работе с селекционным материалом. К сожалению, это очень непросто, поскольку селекционер зачастую остается заложником своих идей и не в состоянии из-за этого разнообразить генетическую плазму. Так было с направлением Козырь - Михайло - Хуторок - Павел – известными сортами, которые имели схожую генетику и фактически были близнецами. Именно поэтому важнейшее направление нашей работы - любыми способами разнообразить генетику сортов и, как следствие, увеличить их автономность. Одним из способов разнообразия является химический мутагенез. Основоположник этого направления в селекции Иосиф Абрамович Рапопорт писал: «Мощные реки новых направлений образуют в устьях большое количество новых форм, мутантов и линий, которые в будущем увеличат автономность живого и повысят продуктивность...»
Я вспоминаю, как Виктор Михайлович познакомил меня с Ольгой Георгиевной Строевой - доктором биологических наук в области эмбриологии, супругой Иосифа Абрамовича. Мне, молодому ученому, тогда было очень интересно все, о чем они говорили при встрече. В тот момент я едва сдерживал себя от миллиона вопросов, которые возникали у меня после каждой фразы. Именно тогда я практически из первых уст узнал о химическом мутагенезе как важнейшем инструменте создания нового исходного материала для селекции. Ольга Георгиевна подарила мне книгу о своем супруге, подписав: «Сергею с надеждой…». Вдохновленные возможностями химического мутагенеза, мы стали работать и в этом направлении. Но, как часто говорил Виктор Михайлович, производство – великий разоблачитель наших идей. Нам никак не удавалось полностью использовать этот инструмент улучшения ячменного растения. Одной из неудачных попыток был безостый сорт Греко, который отлично показывал себя в испытании, но абсолютно не прошел испытание в производстве. И вот в 2021 году селекционерами «Агростандарта» был получен сорт Саня, созданный на основе мутантного материала. В 2024-м новый сорт был внесен в реестр селекционных достижений. В экологическом испытании Саня превосходил другие сорта по морозостойкости и устойчивости к болезням. В год районирования в хозяйствах была получена урожайность свыше 110 ц/га. Конечно, это заслуга в том числе и той надежды, о которой писала Ольга Строева, и заразительных бесед с моим учителем о мутагенезе более 20 лет назад.
Сейчас современные ученые очень закрыты, неохотно делятся исходным материалом. Виктор Михайлович всегда удивлялся такому отношению. Он легко доверял свой исходный материал коллегам из других институтов, сейчас бы сказали - конкурентам. Он считал, что мы все работаем над одним великим делом: создаем лучшие сорта для производства. Ученые компании «Агростандарт» с удовольствием идут по пути, который указал наш учитель. Именно поэтому мы активно сотрудничаем с учеными из других регионов. И этот подход оправдал себя. Совместно со ставропольскими коллегами из Северо-Кавказского федерального научного центра были получены несколько сортов ярового ячменя. Самым выдающимся является Евсей (внесенный в реестр селекционных достижений РФ в 2024 году). Сорт получен в результате сложной ступенчатой гибридизации с использованием мутантного материала. Именно ставропольским коллегам удалось разглядеть потенциал и отобрать из популяции, которую получили ученые «Агростандарта», исходный материал для нового сорта.
Продолжением творческого сотрудничества является сорт Шихкерим, который успешно проходит испытание в Госсортосети.
Совместно с Калининградским НИИСХ им. В. Р. Вильямса получен сорт озимого ячменя рыхлоколосого морфотипа Сладь, а в результате сотрудничества со знаменитым ВИР им. Н. И. Вавилова в 2020 году районирован сорт ярового овса Петрович. Продолжением работы с Всероссийским институтом генетических ресурсов растений является сорт ярового овса Конь-Огонь.
Продолжая работу по селекции ячменя, мы всегда возвращаемся к мудрости, которую оставил нам наш учитель. Мы можем видеть дальше и больше только потому, что стоим на плечах гигантов. Всю свою жизнь Виктор Михайлович отдал созданию новых сортов. Подготовил и воспитал ученых, которые продолжают его дело. Мы – его ученики, используя колоссальный опыт своего учителя, создаем в память о нем сорта, которые достойно несут имя академика В. М. Шевцова.
С. ЛЕВШТАНОВ, директор селекционно - семеноводческой компании «Агростандарт», к. с.-х. н.
Фото из архива автора