kuznetsov

Экономические потрясения прошлого года повлияли и на производство микробиологических препаратов и биоудобрений для АПК. Поставщики сырья меняются, а цены на него растут. Но даже в этих условиях лидер российского рынка – НВП «БашИнком»  наращивает производство и снижает себестоимость продукции. О том, как компания пережила недавние сложности и какие уникальные препараты выпустила на рынок, рассказал основатель и руководитель НВП «БашИнком» Вячеслав Кузнецов.

- Вячеслав Иванович, минувшие годы были сложными для всех: сначала пандемия, потом санкционные сложности... Как ваше предприятие переживало эти времена?

- В последние несколько лет мы бурно развивались. Сейчас у нас 30 научных лабораторий, боксов, в которых мы изучаем более 200 штаммов. Они все паспортизованы, запатентованы – идет постоянный поиск… Мы сильно росли по площадям. Производственные территории занимают сегодня сто тысяч квадратных метров. Из них закрытых, заводских помещений - 40 тысяч. Мы открыли новый логистический центр. Выпустили более 80 новых препаратов, идет регистрация еще десятков. Наши препараты работают на 10 млн гектаров. Благодаря им сельское хозяйство получает дополнительно около пяти миллионов тонн продукции.

Мы посчитали: если поместить ее в фуры, они выстроятся от Омска до Москвы. Каждый год растем по продажам на 15 - 30%. И каждую копейку инвестируем в производство: за последние годы вложили более 400 млн рублей.

Так что… помните Ветхий Завет? Было «семь тучных лет». Мы накопили ресурсы, технологии, площади. Сейчас  как будто бы наступают «тощие» годы. Цены меняются: на некоторые виды сырья они повысились от двух до шести раз. Естественно, это стресс и для нас, и для потребителя. Но в итоге мы вышли на нормальный режим.

- И все-таки как именно на вас  повлияли санкции, слом логистических цепочек, который произошел после 24 февраля? Насколько вы зависимы от зарубежных компонентов?

- С самого начала у нас была установка: мы занимаемся инновационными продуктами. И мы всячески уходим от влияния Запада и Китая. Поэтому ничего зарубежного у нас практически нет. Есть отдельные позиции, но мы преодолеваем трудности. А вообще ситуация сейчас, если смотреть с точки зрения бизнеса, хорошая. Она дает мотивацию работать и делать продукты еще лучше. Даже человеку рано или поздно нужна встряска.

Но, конечно, февраль-март были тяжелые. Резко изменились цены на сырье. Пришлось искать варианты: тот же бор можно купить в Турции, а можно  на Дальнем Востоке. Еще год назад предприятие там еле шевелилось. Потом, видимо, вложили деньги, увеличили объемы – и турки теперь снижают цены. В этой борьбе мы и сами четыре раза меняли прайс. А как быть, если все дорожает?

Пытались минимизировать прибыль, снижали издержки – лишь бы сохранить рынок. Но, если драка началась, надо драться, ни на кого не смотреть. И побеждать. Наши сотрудники воспринимают это так.

- Есть еще какие-то примеры по компонентам, с которыми были сложности?

- Ну вот даже щелочь - NaOH, которую производят у нас под Уфой… В четыре раза увеличилась цена! Понятно, стресс влияет: «Все повышают, и мы повышаем». Но мы так к этому не относимся.

- А как относитесь? Насколько выросла цена на вашу продукцию  и как долгосрочно?

- На ряд продуктов мы вообще уменьшили цены. Если увеличили, то на 6 - 15%, из-за цен на сырье. Повышать-то можно бесконечно, но люди покупать перестанут. Покупательная способность уменьшилась. Но, я думаю, в 2023 году все стабилизируется, инфляция снизится. Страна быстро пришла в себя.

- Вы в последние годы наращивали экспорт. Что с ним сейчас?

- В основном мы поставляли продукцию в страны СНГ: Грузия, Армения, Казахстан, Киргизия, Туркмения. С ними и продолжаем работать.

- На вашем предприятии не прекращается разработка новых препаратов. О каких новинках можете рассказать?

- Начну с «Кормилицы Микоризы», есть у нас такой препарат. Мы его сделали несколько лет назад. Это природная «грибница». Ее клубеньки встраиваются прямо в корни растений и выбрасывают в почву гифы - сети, нити. Они очень тонкие и длинные - могут достигать и пяти метров, и десяти. Для чего нужны гифы? Они «собирают» в почве элементы питания  и кормят растение, чтобы оно хорошо росло. А растение, в свою очередь, дает им углеводы, глюкозу. Формируется взаимовыгодный симбиоз. Какой эффект? Прежде всего мощная корневая система растения. А за счет нее повышается урожайность. Мы проводили опыты с томатами - прибавка составила 3,7 раза! Там, правда, задействовали и другие наши препараты - тот же Фитоспорин. Но прибавка реальная.

lab

Что нас поразило? Мы разработали мобильную аналитическую лабораторию «Фитоскан». Она позволяет прямо в поле за час оценить дефицит или избыток микроэлементов у растения. Мы сделали опыт с «Кормилицей Микоризой». И вдруг увидели, что она добывает для растения не только азот и фосфор, но и огромное количество микроэлементов! Там и йод, и цинк, и селен, и железо. Проверили ее на разных культурах - перцы, огурцы, морковь, - и везде она показывала отличный результат.

Вот такой препарат тогда получился. Его продажи уже выросли в разы. Но мы никак не могли проникнуть с «Кормилицей Микоризой» в «крупное» сельское хозяйство. В выращивание той же пшеницы. Почему? Препарат был в виде порошка, его трудно вносить. Аграрии поставили нам задачу  сделать гранулы. Мы бились, долго проектировали оборудование и, наконец, сделали гранулированный биопрепарат «Хозяин плодородия с Кормилицей Микоризой». В России ему нет аналогов.

Наш цех сейчас выпускает 10 тонн в сутки, то есть за год произведем три тысячи тонн. Думаю, со временем поставим и вторую линию - еще мощнее.

«Хозяин Плодородия с Кормилицей Микоризой» - отличное удобрение. Оно повышает плодородие и оздоравливает почву. В нормальной среде микориза всегда существовала. Но на наших истощенных, «захимиченных» полях ее почти не осталось.

- Работа с микоризой считается высшим пилотажем в агрономии…

- Да, микориза - это серьезный шаг к биологизации земледелия. Мы постоянно ищем здесь новые пути. Недавно у нас появилось интересное микробиологическое удобрение - БИЯК, или «Биоразлагаемый янтарный комплекс». Он помогает лучше связывать микроэлементы и доставлять их растению. Наши химики работали над ним пять лет. И вот полгода назад мы начали выпускать его, сделали первые двести тонн. Чем хорош БИЯК? Попадая в почву, он отдает находящиеся в нем микроэлементы - медь, молибден, железо - растениям. А сам разлагается на азот и янтарную кислоту - суперактивное вещество. Она резко активизирует все жизненные процессы у растения.

До недавних пор мы брали за основу таких составов химические комплексоны. Они плохо разлагаются в почве. Остаются в ней, отравляют плюс подхватывают тяжелые металлы, тот же свинец, переводя его в растворимую форму. А у нас основа  биоразлагаемая, единственная в России. Все наши микроэлементные препараты мы сейчас переводим на БИЯК: «Богатый», «Биополимики»… Также используем его в производстве бытовой химии: мыло, шампуни, гели для душа.

lab2

БИЯК - это природоподобная технология. Растение захватывает его корнями, и уже в составе органической молекулы он входит в клетки. А когда вещество попадает в растение в неорганической форме, это большой стресс для него. Могут прожигаться мембраны и т. д.

- Какие преимущества БИЯК дает вашим препаратам?

- Во-первых, людям лучше предложить полезный продукт, чем проблемный, по токсикологии. Во-вторых, мы долго бились с составом - и не поменяли цену. Продукт станет лучше, но не подорожает. И сможет прекрасно работать и в традиционном земледелии, и в биологизированном.

- Сейчас многих производителей, да и потребителей тоже, беспокоит «Сатурн» (система, предназначенная для отслеживания всех процессов оборота пестицидов и агрохимикатов, запущенная в промышленную эксплуатацию 1 сентября 2022 года. - Прим. ред.). Как вы планируете с ней работать?

- Задачу нам поставили, и мы будем ее решать, конечно… Но, по-хорошему, хотелось бы обратиться к правительству. Дайте нам хотя бы год на отработку всех нюансов. Потому что в такие вещи надо сначала «войти», разобраться в них. Система предъявляет повышенные требования к документации. Надо обновить списки культур, по которым можно работать тем или иным препаратом. Мы все регистрируем, но нужно время. А если аграрии перестанут применять что-то из-за бумажных проблем, они потеряют в урожайности. Страна потеряет! Лучше отложить все на год-два, чтобы привести бумаги в порядок.

- Над чем планируете работать в ближайшее время?

- Надо развивать недавно созданные продукты, осваивать их на больших площадях. Но и идей у нас много. Например, хотим сделать «СтрептоБаш» - препарат от насекомых. Есть такой микроб -

стрептомицин. Он хорош против вредителей. Работает, почти как «химия», но через пару дней разлагается - и все чисто. Мы пока не добились от него стабильной эффективности. Но будем работать в этом направлении.


П. ЩУКИН

Фото из архива компании


Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежий номер первыми!