trava

Агротехнический метод в системе земледелия на Юге России занимает ведущее место и строится на технологиях возделывания сельскохозяйственных культур с учетом подавления A. artemisiifolia L. в районах ее произрастания. Для правильного применения системы мероприятий по борьбе с амброзией многие хозяйства делают ежегодное картирование полей с целью выявления степени их засоренности. Полученные данные являются основанием для чередования культур в севообороте, обработки почв и ухода за посевами. На полях с сильным засорением амброзией проводят бессменные посевы озимых зерновых (2 - 3 года). На пропашных культурах проводят боронование до и после всходов, кроме этого делают две-три междурядные культивации, в зависимости от засоренности посевов. После уборки урожая озимых культур проводят дискование почвы лущильником, что провоцирует всходы амброзии, а затем участок выпахивают.

Большое значение в системе агротехнических приемов подавления амброзии имеют сроки посева культурных растений. Например, оптимальными сроками посева подсолнечника является прогревание почвы на глубине 10 см до 10 - 12° С. В этот период основная масса сорных растений всходит, в том числе и амброзия. Для их уничтожения проводят обработку почвы с помощью игольчатой бороны, а затем раннюю и предпосевную культивацию на глубину 8 - 10 см. В результате основная масса сорных растений уничтожается, что позволяет на 14-й день получить дружные всходы подсолнечника (Система земледелия Краснодарского края, 2009 г.).

Появление первой волны амброзии полыннолистной требует более тщательного ухода за посевами пропашных культур. В этот период необходимо применять агротехнические мероприятия с рациональным применением гербицидов. Как правило, против амброзии полыннолистной рекомендуют препараты для борьбы с однолетними двудольными сорняками, применение которых регламентируется «Государственным каталогом (списком) пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации». Большой запас семян амброзии в почве позволяет ей провоцировать вторую, а иногда третью волну всходов. В этот период борьба с ней с помощью агротехнического и химического методов затруднена в силу биологических особенностей сельхозрастений, что позволяет ей пройти весь биологический цикл развития, включая созревание семян, что приводит к заражению агроценоза амброзией полыннолистной.

Биологический метод борьбы с A. artemisiifolia L. развивался путем выявления ее потенциальных врагов в первичном ее ареале. На родине триба Ambrosieae зарегистрировано 105 видов беспозвоночных – потенциальных агентов для биоконтроля этих растений: Lepidóptera - 40 видов, Coleoptera - 28 видов, Diptera - 19 видов, Hemiptera - 18 видов, 19 видов фитопатогенных грибов.

Имеются также данные о том, что в США растения семейства Asteraceae поражаются 52 видами грибов, среди которых на растениях р. Ambrosia развиваются патогены Septoria ambrosiicola Speg. и Passalora ambrosiae (Chupp) Crous и U. Braun (синоним Cercospora ambrosiae Chupp.). Выделены также некоторые формы мучнисто-росяного гриба Golovinomyces cichoracearum var. chichoracearum (DC.) V.P. (синоним Erisyphe cichoracearum DC.), специализирующегося только на A. artemisiifolia L. Гриб Pustula tragopogonis (Pers), известный также как Albugo tragopogonis (Pers.) кроме A. artemisiifolia L. поражает и подсолнечник. При этом специализированная форма P. tragopogonis, обнаруженная в Канаде, является агрессивным патогеном, подавляющим развитие амброзии полыннолистной и снижающим продуктивность ее пыльцы и семян. Однако трудности, связанные с наработкой большого количества болезнетворного организма (микогербицида), пока не обеспечили коммерческой выгоды от применения этого патогена.

На основании выявленного в Северной Америке на амброзии полыннолистной гриба Phoma sp. был создан высокоспециализированный микогербицид, применение которого совместно с листоедом Ophraella communa Le Sage (Coleoptera: Chrysomelidae) было эффективно в ее уничтожении. К сожалению, в процессе производства разработанного микогербицида была утеряна его агрессивность по отношению к сорному растению. Попытки возобновить природную популяцию гриба положительных результатов не дали.

В Европе делались попытки применения болезнетворных организмов Phyllachora ambrosiae (Berk) и Plasmopara halstedii (Farl.) Berl. et de Toni., которые могли подавлять развитие A. artemisiifolia L. длительное время в лаборатории, но в полевых условиях это случалось редко. В то же время биологические особенности этих грибов не позволяли наработать на их основе микогербицид для дальнейшего его применения.

В бывшем СССР также проводились исследования по использованию местных видов грибов в борьбе с амброзией полыннолистной. В качестве наиболее перспективных агентов были выявлены грибы Albugo tragopogonis (Pers) и Streptomyces hydrospopicus (Jensen) Yüntsen et al., однако положительных результатов в полевых условиях получено не было. Инфицируемость амброзии этими патогенами колебалась от 10% до 60% и зависела от количества влаги, необходимой для прорастания их спор. В то же время на основе метаболитов актиномицета S. hydrospopicus (Jensen) Yüntsen et al. японскими исследователями был создан биопрепарат Биалофос, который прошел регистрационные испытания в России. Препарат применяют в борьбе с амброзией полыннолистной в фазе 6 - 8 настоящих листьев в дозе 0,25 – 0,5 кг д. в./га, и он обеспечивает 55 - 78%-ную гибель растений, увеличение дозы до 1 – 1,5 кг д. в./га вызывает полное их уничтожение.

В 1989 г. С. С. Ижевским и А. А. Серяпиным был разработан способ борьбы с амброзией полыннолистной на непахотных землях (патент SU 1717053), который заключался в обработке растений амброзии суспензией, содержащей ассоциацию штаммов микроскопических грибов Alternaria alternate (Fr.) Keissler BKMF3145D, Cladosporium herbarum (Pers) Link, ex Fr. ВКПМР-31460, Fusarium semitectum Borket Rav. ВКПМЕ-31470 в равных соотношениях и системный гербицид (Раундап, Афалон или Семерон) в сублетальных концентрациях. Добавка гербицида обеспечивала хорошее проникновение суспензии препарата в растения через листья амброзии полыннолистной. Эффективность поражения соцветий амброзии препаратом составила 98,0 ±3,8%. При этом наблюдалось в значительной степени поражение женских цветков амброзии, что резко снизило семенную продуктивность. В контроле на одном растении насчитывалось в среднем 117,6 семян, в опыте количество семян снизилось до 0,5 шт., что сказалось на последующей засоренности опытных участков.

Первые работы в СССР по разработке биологической борьбы с амброзией полыннолистной путем интродукции специализированных фитофагов были начаты О. В. Ковалевым в 1965 г. В 1967 г. им. была осуществлена интродукция фитофагов A. artemisiifolia L. в Советский Союз из Канады, и они были направлены в СКНИИФ (ВНИИБЗР) (г. Краснодар) для проведения дальнейших исследований по их пищевой специализации. Из всех интродуцированных видов наиболее перспективным оказалась амброзиевая совка Tarachidia candefacta Hübn. (Noctuidae) для биологического уничтожения амброзии полыннолистной в агро- и урбоценозах. Амброзиевая листовертка Epiblema strenuana Walker (Tortricidae) при транспортировке погибла. Жук барис – Baris interstitialis Say (Curculionidae) кроме питания на амброзии полыннолистной сильно повреждал подсолнечник и, таким образом, не мог использоваться в борьбе с A.artemisiifolia.

В 1970 г. на территорию Северного Кавказа была интродуцирована плодовая амброзиевая мушка - Euaresta bella Loew, 1873 (Diptera, Tephritidae).

Проведенные тесты на специфичность питания показали, что муха может развиваться и на подсолнечнике, однако экономический ущерб от нее на этой культурк, как полагали, был низким. В результате проведенной работы по выпуску и акклиматизации данного вида в естественные ландшафты, заросшие амброзией полыннолистной, вид был утерян. В 1980 г. из СССР E. bella (Loew) была интродуцирована в Китай, итоги интродукции неизвестны. Повторная ее интродукция в Китай была проведена в 1991 г. из Австралии, сведений о ее акклиматизации нет.

В 1978 г. на территорию Северного Кавказа интродуцирован Brachytarsus (Trigonorrhinus) tomentosus (Say, 1827) (Coleoptera, Anthribidae). Этот жук питается пыльцой на мужских соцветиях амброзии полыннолистной. Вид не акклиматизировался.

Амброзиевый листоед Zygogramma suturalis (Fabricius, 1775) (Coleoptera, Chrysomelidae) в 1978 г. был интродуцирован в количестве 1500 экз. жуков из Канады (провинция Онтарио) в окрестности г. Ставрополя и несколько десятков жуков из США в Абхазию.

Интродуцированный в 1990 г. из Америки в Австралию амброзиевый листоед дал положительный результат в уничтожении амброзии. В 1985 г. амброзиевый листоед был интродуцирован в Китай. Популяция жуков была собрана в СССР и Канаде, однако итоги интродукции неизвестны.

В настоящее время перспективным биологическим агентом является Ophraella communa LeSage (Coleoptera: Chrysomelidae). Это олигофаг, питающийся на растениях семейства Asteraceae из Северной Америки. Жук случайно был завезен в Японию и обнаружен в префектуре Chiba в 1996 г. За короткий промежуток времени жук распространился на японских островах Кюсю и Сикоку. Фитофаг поедал только Ambrosia trifida L., Xanthium strumarium L., X. canadense и был признан потенциальным биологическим агентом против амброзии.

Интродукция O. communa на территорию России позволит успешно применять жука в комплексе с другими агротехническими и биологическими приемами в органическом земледелии в борьбе с амброзией полыннолистной.

Л. ЕСИПЕНКО, А. САВВА, Т. ТЕЛЕЖЕНКО, А. ЗАМОТАЙЛОВ*, Е. Хомицкий*, А. КЕЦБА**, ФГБНУ «Всероссийский НИИ биологической защиты растений», г. Краснодар, *Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, ** Институт сельского хозяйства Академии наук Абхазии, г. Сухум


Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежий номер первыми!